|
Беседа 25
О милости и о суде
Мир, забывший Бога,
преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием
к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не
искусиша имети Бога в разуме… предаде их Бог в неискусен ум, творити
неподобная, исполненных всякия неправды… лукавства, лихоимания,
злобы; исполненных зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия;
шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды,
обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны… нелюбовны…
немилостивы (Рим. 1, 28-31). А кого Бог возводит в богочестие,
тех научает и воздержанию от злых дел, и попечению о милости к
ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: престаните
от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис. 1, 16-17). И в
законе было много как повелений о том, чтобы не делать вреда
ближнему, так и заповедей о том, чтобы быть человеколюбивым и
милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого
недостаточно к исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся,
сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу, так и не
похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из
своей собственности.
О тех, которые
делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано:
жертвы нечестивых мерзость Господеви (Притч. 15, 8). А о
немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати
нищего: и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21, 13).
Поэтому притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и
начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3, 9). Ибо,
если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного
неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого
имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как
написано: обеты правоходящих приятны Ему (Притч. 15, 8). И
опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу
приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в
хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы
с вами суть. ...И будет расхищение в домах ваших (Мал. 3, 8,
10). Поэтому должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с
судом и издерживать на милость, по написанному: милость и суд
снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос. 12, 6). Ибо
милостыню и суд любит Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет
попечение о милости и суде. С этой впредь стороны да испытывает себя
человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из
которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не
делал ли насилия немощному, не покорыствовался ли чем от
подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам
повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов.
Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй,
потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества
власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты
сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред
Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь. А
если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и
не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося
в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в
скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего
надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь
неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость, и
исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с
любостяжательностию: Господь не сообщник разбойников и хищников. Не
потому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам
же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого
плодоношения. Не бывает милостыня от неправды, благословения от
клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог
говорит: сия, яже ненавидех, твористе: покрывасте слезами олтарь
Мой, и плачем и воздыханием (Мал. 2, 13). От трудов своих
оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем
предлогом, чтобы из приобретенного неправдою принести в дар Богу
милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к
приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога. Посему хорошо
говорит Господь: да не видими будете человеки (ср.: Мф. 6,
1). Если творишь милостыню в той мысли, что видит ее Бог, то
остерегайся творить ее из корыстолюбивых видов, зная, что сим не
возвеселишь зрителя - Бога. Так будем творить милостыню, чтобы
обратно получить ее от Бога. А Бог воздает тем, кого хвалит; и Он не
хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь принести дар Богу, если
оскорбил брата. Сказано: аще принесеши дар твой ко олтарю и ту
помянеши, яко брат твой имать нечто на тя… шед прежде смирися с
братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).
Помни мытаря Закхея, который положил сперва возвратить четверицею,
если чем обидел, потом уже из остального имения отделил половину
нищим (ср.: Лк. 19, 8). Он рад, что может принять Христа, и Христос
не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных
за отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь приял правду
Закхея, и сказал: днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 9).
И это идет к тем, которые творят милостыню, но не заботятся о
соблюдении справедливости.
А тому, кто
остерегается делать неправду, однако же нерадит о милосердии,
скажем, что всяко древо, еже не творит плода… посекаемо бывает и
во огнь вметаемо (Мф. 3, 10), и что такое древо никогда не будет
угодно Небесному Земледельцу, Который говорит: прииде ища плода
на смоковнице, и не обрете и повелевает срубить ее, чтобы и
места не занимала даром (Лк. 13, 7). Но осужденным от Бога
оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада; на такового
человека изрекается угроза; сказано: аще возопиет ко Мне не
получивший назад своего заклада, услышу его: милостив бо есмь
(Исх. 22, 27). Опасно также и преступно было жать оставшееся после
первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины, потому что
надлежало оставлять сие бедным (Втор. 24, 19-21). Если же
предписывалось это жившим под законом, что скажем о тех, которые
живут о Христе? Господь говорит им: аще не избудет правда ваша
паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 5,
20). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих
Апостол советует подавать неимущим; делая, говорит он,
своима рукама благое, да имате подаяти требующему (Еф. 4,
28). А Господь желающему следовать за Ним дал совет продать все
имение на благотворение нищим и потом уже следовать за Ним. Но как
последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и
совершенно исполнить дело милостыни, чтобы, совершив служение своим
имением, приступили они к служению словом и духом, так прочим
предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что
имеют, чтобы чрез это, став жалостливыми или общительными и
милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо
говорит: дайте, и дастся вам (Лк. 6, 38). Чрез это же самое
обещал им и общение с Самим Собою. Ибо милостивые станут одесную
Господа; им скажет пришедший Царь: приидите, благословеннии Отца
Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира:
взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; наг бех, и
одеясте Мя; странен, и введосте Мене; болен и в темнице, и приидосте
ко Мне (ср.: Мф. 25, 34-36). Поелику же праведники удивятся и
скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им:
аминь, аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих
меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Ибо усердие ко святым есть
благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается
общиком Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо
великое, но если, и малое приобретя, отдает это, и если только
чашею студены воды напоит ученика во имя Учителя (Мф. 10, 42).
Ибо что мир называет скудостию учеников, то для тебя, богач, есть
случай к приобретению истинного богатства. Чрез них делаешься ты
поспешником Христовых воинов и питаешь добровольно, а не по
принуждению. Небесный Царь не вынуждает, не требует податей, но
приемлет усердствующих, чтобы подающие сами получили, оказывающие
честь были почтены, допускающие других к общению временных благ
призваны были в общение благ вечных.
Сие во всякое время
да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтобы не пропадало у
нас текущее время, чтобы, пропустив настоящее, не ожидать нам
другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть
застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться
благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и
ничем незадержанными к славному сретению Его, о Самом Христе и Боге
нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и
всегда, и во веки веков! Аминь.
|
|